Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11

Главное меню

Русский язык

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе  ФГОС НОО ОВЗ, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. «Русский язык»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя обшей культуры человека.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Основной курс содержит разделы: орфография, состав слова, части речи, текст, развитие речи, звуки и буквы, предложение.

 

Литературное чтение

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе  ФГОС НОО ОВЗ, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение».
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Учебный предмет «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников: совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов: развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы: формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Родной язык (русский)

Родной язык (русский). Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Русский родной язык" являются: планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, содержание с указанием основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, 1-4 класс.

 

Литературное чтение на родном языке (русском)

Литературное чтение на родном языке (русском). Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" являются: планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, содержание с указанием форм основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном  русском языке" разработана в соответствии с разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, 1-4 класс.

 

Иностранный язык

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Основное назначение данной программы состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.  Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; - приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; - воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка. Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач: - формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; - расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне; - обеспечение коммуникативно -  психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения; - развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; - развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка; - приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; - развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в паре, в группе.  Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности,  свойственные ребенку данного возраста (игровую, художественную, эстетическую и т. п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.

 

Математика

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе ФГОС НОО ОВЗ, примерной программы по математике и на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика».
Цели изучения математики:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи изучения математики:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

 

Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры

 

 


Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики

Рабочая учебная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе Примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.     
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  9 - 10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.  Преподавание курса призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и диалогу во имя социального сплочения. 
Цели курса:   
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; 
- иметь представление о культурных и религиозных традициях многонационального народа России; 
- знать особенности чужих культур, мировоззрений;  -уметь вести диалог с представителями других (изучаемых) культур и мировоззрений, относиться к ним с уважением, быть толерантными.
Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их интереса к конкретной области знаний.      Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения курса.

 


Музыка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цели программы:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания; • освоение музыкальных жанров - простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); • изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

 


Изобразительное искусство

Рабочая программа учебного предмета  «Изобразительное искусство» разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Неменского Б. М.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

 


Технология

Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Роговцевой Н.И. и др.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 


Физическая культура

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Физическая культура» реализует следующую цель - формировать у обучающегося начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация цели данной программы соотносится с решением следующих задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений и физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности. В программе курса «Физическая культура» выделяются три раздела: «Знания о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности» и «Физическое совершенствование». Изучение учебного материала происходит в рамках овладения следующими видами спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжи, спортивные игры, плавание).

 

Коррекционный курс «Развитие речи» 

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» составлена на основе  ФГОС НОО ОВЗ.
В системе начального общего образования логопедические занятия – единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения устной и письменной речи. Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению. Обоснованием выбора содержания программы коррекционных занятий являются особенности нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Цели коррекционной работы в начальной школе:
1. Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
2. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности - элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
3. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
5. Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.


Ритмика

Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» составлена на основе  ФГОС НОО ОВЗ.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.        
Цель - сформировать у обучающихся  с ОВЗ позитивное отношение к занятиям ритмикой, повысить уровень их физического и психического здоровья.
Задачи, которые решают занятия по ритмике:
- воспитание правильной осанки.
- повышение работоспособности и двигательной активности.
- нормализация массы тела. 
- улучшение психического состояния, снятие стрессов. развитие музыкальности, чувства ритма. 
- повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.
- коррекция минимального нарушения физического развития; развитие двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. 
Программа носит комплексный интегративный характер, так как:
- направлена на интеграцию разных видов деятельности ребенка (физкультура, музыка, танец);
- охватывает основные направления его развития; физическое совершенствование (коррекция и развитие координации, осанки, мелкой моторики, укрепление мышц тела);
- психическая деятельность (развитие зрительной, слуховой, двигательной реакции и памяти);
- различные виды мышления (наглядно-образное, словесно-логическое и т.д.); 
- творческие способности, музыкальный слух, ритм, творческое воображение, пластическая выразительность;
- эмоционально-личностная сфера (отношение к окружающим, способность к самооценке, к волевому усилию и т. д.
Программа способствует совершенствованию способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия. Составлена для учащихся с ЗПР 1-4 классов, имеет вариативный характер, построена по принципу постепенного усложнения материала, тесно связанного с программой предыдущего года обучения

 


Коррекционный курс «Тропинка к своему Я»

Рабочая программа коррекционного курса по развитию эмоционально-личностной сферы «Тропинка к своему Я» составлена на основе  ФГОС НОО ОВЗ.
Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012 г.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

 


Коррекционный курс индивидуальной и групповой работы "Логопедические занятия"

Программа коррекционного курса направлена на оказание комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию речевых нарушений и социальную адаптацию обучающихся.
Общая цель логопедических занятий  заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи курса:
- постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
- восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
- обогащение словаря, его расширение и уточнение;
- коррекция недостатков грамматического строя речи;
- улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
- совершенствование коммуникативной функции речи;
- повышение мотивации речеговорения;
- обогащение речевого опыта;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Реализация программы предусматривает следующие методы работы:
- наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание, показ образца задания, способа действия);
- словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
- практические (упражнения, моделирование, нейропсихологические игры).
Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.