Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11

Главное меню

Русский язык

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе  ФГОС НОО ОВЗ, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. «Русский язык»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя обшей культуры человека.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Основной курс содержит разделы: орфография, состав слова, части речи, текст, развитие речи, звуки и буквы, предложение.

 

Литературное чтение

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе  ФГОС НОО ОВЗ, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение».
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Учебный предмет «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников: совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов: развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы: формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Родной язык (русский)

Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Русский родной язык" являются: планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, содержание с указанием основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, 1-4 класс.

 

Литературное чтение на родном языке (русском)

Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" являются: планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, содержание с указанием форм основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном  русском языке" разработана в соответствии с разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, 1-4 класс.

 

Математика

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе ФГОС НОО ОВЗ, примерной программы по математике и на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика».
Цели изучения математики:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи изучения математики:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

 

 Иностранный язык

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Основное назначение данной программы состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.  Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; - приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; - воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка. Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач: - формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; - расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне; - обеспечение коммуникативно -  психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения; - развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; - развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка; - приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; - развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в паре, в группе.  Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности,  свойственные ребенку данного возраста (игровую, художественную, эстетическую и т. п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки. 

 

Окружающий мир

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС НОО ОВЗ, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 - 4 классы».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни:
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

Технология

Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Роговцевой Н.И. и др.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 

Изобразительное искусство 

Рабочая программа учебного предмета  «Изобразительное искусство» разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Неменского Б. М.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

 

Основы религиозных культур и светской этики      

Рабочая учебная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе Примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.     
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  9 - 10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.  Преподавание курса призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и диалогу во имя социального сплочения. 
Цели курса:   
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; 
- иметь представление о культурных и религиозных традициях многонационального народа России; 
- знать особенности чужих культур, мировоззрений;  -уметь вести диалог с представителями других (изучаемых) культур и мировоззрений, относиться к ним с уважением, быть толерантными.
Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их интереса к конкретной области знаний.      Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения курса.

 

Коррекционный курс «Развитие речи» 

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. 
Ведущие методы обучения.
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);
- методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);
- методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая игра).
2. Методы стимулирования и мотивации. 
- эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); 
- познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);
- волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности);
- социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);
3. Методы контроля и самоконтроля.
- устные (индивидуальный и фронтальный опросы, взаимоопрос);
- самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная
- парная
- фронтальная
- групповая
- коллективная


Логопедическая ритмика

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. 
Ведущие методы обучения.
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);
- методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);
- методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая игра).
2. Методы стимулирования и мотивации.
- эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
- познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);
- волевые (предъявление      учебных      требований      прогнозирование будущей деятельности);
- социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);
3. Методы контроля и самоконтроля.
- устные (индивидуальный и фронтальный опросы, взаимоопрос);
- самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная
- парная
- фронтальная
- групповая
- коллективная

 

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа

Рабочая программа коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа».
В обучении детей с тяжелыми нарушениями речи используют такие методы (принципы, технологии) обучения, как:
- концентрический метод (постановка и коррекция звуков речи строится с учетом их способа и места образования, их акустического образа; соблюдается строгая последовательность в работе над звуками речи; языковой материал располагается в определенной последовательности: от легкого к трудному с соблюдением постепенности и повторяемости, от знакомого к незнакомому, от типичного к случайному);
- метод дифференциальной диагностики (правильная комплектация групп, планирование учебного материала в соответствии со структурой и формой речевого дефекта);
- привлечение специально отобранного языкового материала и средств обучения (критериями отбора языкового материала являются частотность, продуктивность и доступность усвоения);
- принцип системы обучения языку: воспитание единой системы четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем; определенная последовательность сопоставления звуков от грубых дифференцировок к более тонким; определенная последовательность при овладении произношением слов с различной звуко-слоговой структурой.
- метод формирования коммуникативных умений и коррекции нарушений средств общения;
- информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные обучающие программы, презентации, компьютерные образовательные программы);
- технология диалогового общения;
- технология проектной деятельности учащихся;
- технология оценки учебных достижений.
Основными направлениями коррекционной работы со всеми учащимися являются:
- Формирование и     развитие     фонетической     стороны     речи: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
- Воспитание навыка правильного речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха.
- Нормализация просодической стороны речи (мелодико-интонационной стороны речи, эмоциональной выразительности речи).
- Формирование и развитие навыков звуко-слогового анализа слов и четкого слитного произнесения 3-6 сложных слов.
- Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.
- Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие лексики, грамматического строя, связной речи с учетом отрабатываемых звуков, программы по развитию речи, обучению грамоте, по математике и другим предметам.
- Активизация коммуникативных умений и навыков детей, развитие диалогической и монологической речи на основе уточнения и обогащения различных форм речевой практики.
- Предупреждение и коррекция проявлений нарушений чтения и письма с использованием специфических логопедических методик.