Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11

  

Русский язык 

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, базовый уровень. На изучение русского языка согласно Учебному плану отводится 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Русский язык" являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

 

Литература 

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение литературы согласно Учебному плану отводится 3 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Литература" являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

Иностранный язык

Рабочие программы включают рабочие программы по учебным предметам «Английский язык» и «Немецкий язык», составлены в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение иностранного языка согласно Учебному плану отводится 3 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочих программ  являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении их будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

 

Математика 

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение математики  согласно Учебному плану отводится 4 часа в неделю в 10 классе и 4 часа в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Математика» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Предмет представлен двумя модулями: «Алгебра» и «Геометрия». Изучение математики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

 

Информатика и ИКТ 

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение информатики и ИКТ согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Информатика» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 

История

Рабочая программа по учебному предмету «История» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение истории согласно Учебному плану отводится 2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «История России. Всеобщая история» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Предмет «История» представлен двумя модулями: «Всеобщая история» и «История России».
Изучение истории на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. 

 

Обществознание 

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение обществознания согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Обществознание» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Рабочая программа по «Обществознанию» не содержит разделы «Экономика» и «Право», которые представлены отдельными учебными предметами.
Изучение обществознания (не включая экономику и право) на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную  информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

Экономика

Рабочая программа по учебному предмету «Экономика» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение экономики согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Экономика» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
 «Экономика» изучается отдельным учебным предметом, не входит в содержание учебного предмета «Обществознание». 
Изучение экономики на базовом уровне среднего  общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

 

Право

Рабочая программа по учебному предмету «Право» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение права согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Право» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
«Право» изучается отдельным учебным предметом, не входит в содержание учебного предмета «Обществознание». 
Изучение права на базовом уровне среднего  общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом. 

 

География

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение географии согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «География» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение географии на базовом уровне среднего  общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

 

Биология

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение биологии согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Биология» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение биологии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

Физика 

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение физики согласно Учебному плану отводится  2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Физика» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение физики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

Астрономия

Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. Изучается в 11 классе. На изучение астрономии согласно Учебному плану отводится 1 час в неделю.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Астрономия" являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
В качестве обязательного для изучения учебного предмета астрономия включается в содержание среднего общего образования, направленное в том числе на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. Наряду с другими учебными предметами её изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных интересов обучающихся.

 

Химия

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение химии согласно Учебному плану отводится 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Химия» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Искусство (Мировая художественная культура)

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (Мировая художественная культура)» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение мировой художественной культуры  согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Искусство (Мировая художественная культура)» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

 

Технология 

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение технологии согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Технология» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение технологии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, - воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;
- подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

 

Физическая культура

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение физической культуры  согласно Учебному плану отводится  3 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

 

Основы безопасности жизнедеятельности 

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, базовый уровень. На изучение основ безопасности жизнедеятельности  согласно Учебному плану отводится  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

 

Речь и культура общения

Курс «Речь и культура общения» имеет надпредметный   характер, так как способствует развитию умений и навыков речевой деятельности, которые необходимы как в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в любой ситуации опосредованного общения «человек – письменный текст – человек». Предмет изучается 1 час в неделю в 10 классе и в 1 час в неделю в 11 классе.
Особое внимание в курсе предмета уделяется освоению тех коммуникативных умений и навыков, которые полезны при создании, восприятии и понимании научно-учебного и делового письменных текстов, типичных в сфере учебной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.
Учебный предмет «Речь и культура общения» способствует социальной адаптации выпускников (в перспективе – овладению будущей профессией) и приобщает их к воплощению идей толерантного общения.
На базовом  уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким  образом,  обучая речи и коммуникативно-направленной речевой деятельности, средняя школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Содержание курса «Речь и культура общения» на базовом  уровне  структурировано на основе компетентностного подхода.

 

Алгебра и начала математического анализа:
углубленное изучение избранных вопросов
 

Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала математического анализа: углубленное изучение избранных вопросов» составлена в соответствии с - Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года: математика (базовый и профильный уровни).
В МАОУ СОШ № 11 учебное время на изучение математики увеличено за счет компонента образовательной организации: предусмотрен 1 дополнительный час в неделю в 10 классе и 1 час в 11 классе для более углубленного изучения математики, успешной подготовки к государственной итоговой аттестации. С этой целью введен учебный курс «Алгебра и начала математического анализа: углубленное изучение избранных вопросов»,  итого 67 часов на уровне среднего общего образования: 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Расширяет и углубляет темы математики базового уровня.

 

 

Основы финансовой грамотности 

Рабочая программа по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» составлена  с учетом:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 (в редакции от 23.06.2015 года № 609);
- Примерной образовательной программы среднего общего образования по экономике (базовый и углубленный уровни).
Согласно Учебному плану МАОУ СОШ № 11 на уровне среднего общего образования из компонента образовательной организации выделено 0,5 часа на изучение учебного курса «Основы финансовой грамотности» в 10 и 11 классах: 18 часов в 10 классе и 17 часов - в 11 классе.
Целью изучения данного курса является систематизация и углубление экономических знаний обучающихся. Задачами курса является развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях. Учебный курс направлен на расширение и углубление знаний обучающихся по экономике. 

 

Основы правовой культуры 

Рабочая программа по учебному предмету «Основы правовой культуры» составлена  с учетом:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 (в редакции от 23.06.2015 года № 609);
- Примерной образовательной программы среднего общего образования по праву (базовый и углубленный уровни).
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа для 10-11 классов предусматривает изучение учебного предмета «Право» в объеме 18 часов в 10 классе и 17 часов - в 11 классе (0,5 часа в неделю).
За счет компонента образовательной организации изучение учебного предмета «Право» дополняется учебным  курсом «Основы правовой культуры»:  0,5 часа в неделю в 10 и в 11 классах: соответственно, в 10 классе учебный предмет «Основы правовой культуры»» изучается в объеме 18 часов; в 11 классе – в объеме 17 часов. Задачами курса является углубление и расширение знаний о праве, формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве.

 

Физика: углубленное изучение избранных вопросов 

Программа предлагаемого учебного курса «Физика: углубленное изучение избранных вопросов» позволит расширить и углубить знания обучающихся по отдельным темам разделов физики, на которые в базовом курсе физики уделено недостаточное количество времени для формирования объективных знаний, либо которые  исключены из базового курса физики. Программа рассчитана на 35 часов в 10 классе и на 34 часа в 11 классе, 1 час в неделю.
Часы на изучение учебного курса  «Физика: углубленное изучение избранных вопросов» выделены из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Цели изучения физики на углублённом уровне следующие:
- формирование у обучающихся умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

 

Химия: углубленное изучение избранных вопросов 

Рабочая программа по учебному курсу «Химия: углубленное изучение избранных вопросов» разработана с учетом
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 с изменениями;
- Примерной образовательной программы по химии (углубленный уровень);
- Основной общеобразовательной программы – образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ № 11.
Учебный курс «Химия: углубленное изучение избранных вопросов» ориентирован на систематизацию и углубление тем химии базового уровня, дополняет и углубляет обозначенные темы. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 11 на изучение этого учебного курса из компонента образовательной организации выделено 1 час в неделю в 10 и 11 классах. Таким образом, в 10 классе на изучение этого курса отведено 35 часов, в 11 классе - 34 часа.

 

От слова к тексту (10 класс)

Элективный курс «От слова к тексту» составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение русского языка,  дополняет содержание школьного курса русского языка.
Рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю, из них на систематизацию языковых знаний отводится 16 часов, на развитие речи - 19 часов.
Построен с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами и предоставляет широкие возможности по совершенствованию умений анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать и редактировать материал. Повторение курса русского языка необходимо для того, чтобы систематизировать, обобщить полученные за годы обучения знания, на новом уровне понимания освоить теоретический материал, закрепить умение применять свои знания на практике, усовершенствовать умение писать сочинения.
Цели  курса:
- восстановление и закрепление знаний, полученных в 5-9 классах, обобщение и систематизация знаний учащихся о различных разделах языкознания (фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису), углубление знаний о лингвистике как о науке, функционально-стилистической системе русского языка, применение полученных знаний и умений на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей, связной речи учащихся, расширение словарного запаса, совершенствование навыков устной и письменной речи;
повышение речевой культуры учащихся, привитие чувства любви к русскому языку, воспитание духовно-нравственной личности.

 

Избранные вопросы математики (10-11 класс)

Элективный курс «Избранные вопросы математики» разработан для обучающихся 10- 11 классов и рассчитан на 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе, 1 час в неделю. Данный курс поможет углубить знания обучающихся и устранить пробелы в знаниях по тем или иным темам. Тематическое планирование составлено с учетом анализа вариантов ЕГЭ, вследствие чего элективный курс предполагает рассмотрение всех типичных заданий экзамена по данным темам (часть 1 ЕГЭ), а также предполагает создание прочной базы для начала работы над заданиями повышенного и высокого уровня сложности (часть 2 ЕГЭ). Элективный курс поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Задачи курса:
-  развить интерес и положительную мотивацию к изучению математики;
- расширить и углубить представления обучающихся о приемах и методах решения математических задач;
- формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
- развитие способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.

 

Компьютерное моделирование (10 класс)

Человек издавна использует моделирование для исследования объектов, процессов и явлений в различных областях. Понятие «компьютерного моделирования» вводится для того, чтобы отразить использование в этом процессе мощного современного средства переработки информации – компьютера, благодаря чему не только существенно расширяются области применения моделирования, но и обеспечивается всесторонний анализ получаемых результатов.
Элективный курс «Компьютерное моделирование» предназначен для изучения в 10 классе, рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.
В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации.
Цель курса: ознакомление учащихся с компьютерным моделированием в различных областях знания.
Задачи курса:
- Ознакомить с классическими моделями в различных областях знания (математике, физике, химии, биологии и т.д.).
- Научиться строить информационные модели объектов и процессов;
- Разрабатывать модели с использованием электронных таблиц Microsoft Excel;
- Проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.
- Формировать и развивать исследовательские навыки учащихся.
Компьютерное моделирование углубляет содержательную линию моделирования в курсе информатики. Овладение основами компьютерного математического моделирования позволит учащимся углубить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также поможет в выборе будущей профессии.

 

Проблемные вопросы российской истории (10 класс)

Программа элективного курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции исторического образования. Предназначен для изучения у час в неделю, 35 часов.
Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" малоизученных страниц,  роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов.
В программе выделены важнейшие периода отечественной истории – История России с древности до конца XVI – начала XVII в., история России XVII – XVIII в., Россия в XIXв. и основные проблемы (проблемы модернизации, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества, личности, основных тенденций постсоветского развития).
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

 

Коррупция: способы и методы борьбы с ней (10-11 класс)

Программа элективного курса «Коррупция: способы и методы борьбы с ней» разработана на основе нормативно-правовых документов по антикоррупционной деятельности в Российской Федерации. Рассчитана на изучение 35 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе, 1 час в неделю.
Цель программы - антикоррупционное  просвещение и воспитание старшеклассников.
Изучая в курсе «Обществознания» основные признаки правового государства, наряду с позитивными,  старшеклассники формулируют и негативные стороны функционирования государственных институтов, в том числе называя и коррупцию. Но широкого знакомства с самим понятием «коррупция», её признаками, причинами возникновения как антиобщественного явления, способами борьбы с ней  не происходит.
Учитывая современные требования к  портрету выпускника средней школы, данная Программа должна способствовать становлению честного, добропорядочного гражданина России, способного оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных  и  правовых норм.
Основополагающими понятиями данной Программы являются: коррупция; причины коррупции, коррупционные действия; противодействие коррупции; принципы противодействия коррупции.
В результате изучения данной Программы старшеклассники должны ясно понять, что коррупция затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований, создаёт негативный имидж России и угрозу её  безопасности.
Программа предполагает  изучение нормативно-правовых документов по противодействию коррупции не только в масштабах РФ, но и на международной арене.
Предполагает проведение различного рода занятий и видов деятельности: дискуссии, круглые столы, дебаты, рефераты, проекты, исследовательские работы.

 

Физика в задачах (10 класс)

Элективный курс  «Физика в задачах» предназначен для учащихся 10-х классов, желающих лучше понять физические законы и научиться их применять для анализа конкретных физических явлений, т.е. для решения задач. Данный элективный курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Цели курса:
- Систематизировать знания учащихся, подвести учащихся к четкому осознанию общности различных физических законов, границ их применимости, их места в общей физической картине мира.
- Через решение задач повышенного уровня сложности довести учащихся до более высокой степени понимания методологических принципов физики, таких, как принцип причинности, симметрии, относительности, эквивалентности и т.д.
-  Сформировать у обучающихся средствами решения задач исследовательские умения.
В программе указаны планируемые результаты обучения, содержание курса,  тематическое планирование.
Учебный материал, предлагаемый в данном курсе, выходит за рамки программы общеобразовательного класса.

 

Углубленное изучение избранных
вопросов общей биологии (10 класс)

Элективный курс по биологии для учащихся 10-11-х классов направлен на изучение материала высокого уровня сложности, позволяет:
- удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой жизнедеятельности;
- углубить и расширить знания обучающихся об общих закономерностей биологической науки;
- закрепить полученные знания решением биологических задач высокого уровня сложности;
- необходимых,  в том числе, для сдачи ЕГЭ по биологии;
- получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по биологии.
Данный курс рассчитан на 2 года обучения: 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе, из расчета 1 час в неделю.
Задачи курса:
- Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.
- При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.
- Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
- Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.

 

Решение качественных и количественных задач
в курсе химии» (10 класс)

Предлагаемый элективный курс «Решение качественных  и количественных задач в курсе химии» направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету. Курс рассчитан на 35 часов и рекомендуется для изучения в течение учебного года, 1 час в неделю.
В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала.
При решении задач у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.
Элективный  курс «Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 10 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.
Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).
Химическое содержание части задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники, серьёзно интересующиеся химией и планирующие по завершению обучения на уровне среднего общего образования сдать единый государственный экзамен.

 

Трудные вопросы русского языка (11 класс) 

Программа элективного курса «Трудные вопросы русского языка» предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Элективный курс «Трудные вопросы русского языка» поможет  обучающимся  развивать связную письменную речь, научит выбирать нужные слова из ряда синонимов, находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для конкретной работы. Кроме того, данный курс даст обучающимся  возможность учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей; научит понимать, что при помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства; напомнит ещё раз, что такое искусство слова. И чтобы в совершенстве овладеть этим искусством, необходимо изучать стилистику, знать её секреты, это заложено в программу данного курса.
Цель элективного курса: научить обучающихся анализировать тексты различных стилей; свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств; развивать умение использовать изобразительно-выразительные средства в речи и в сочинениях разных жанров.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

 

Решение задач повышенной сложности по информатике (11 класс)

Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов, изучающих предмет «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Материал, излагаемый в процессе изучения курса, рассчитан как на повышенный, так и на углубленный уровень, что соответствует заданиям ЕГЭ. Наибольшее внимание уделяется отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.
Цель элективного курса: систематизация и углубление знаний по информатике, подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Задачи элективного курса:
- формирование умений и навыков комплексного применения знаний по информатике и ИКТ,
- помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ,
- отработка навыков работы с тестами.

 

Решение задач повышенной сложности по физике (11 класс) 

Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по физике» в 11 классе  рассчитан на 34 часа. Его целью является расширить границы изучаемого основного курса физики за счет более подробного рассмотрения некоторых законов, теорий и применения полученных теоретических знаний к решению задач. В этом курсе более пристальное внимание уделяется связи различных разделов физики между собой, использованию общих фундаментальных законов при рассмотрении различных явлений, применению законов для практических целей при создании различных приборов. Это позволяет углубить знания по физике, формировать более осмысленное восприятие окружающего мира, способность объяснять явления, происходящие в повседневной жизни человека. Важную роль для успешного освоения элективного курса играет  математика. В частности такие сложные вопросы как действия с векторными величинами,  использование графиков  для определения каких либо физических величин, построение графиков, использование тригонометрических функций в вычислениях.
Задачи элективного курса:
- знакомство учащихся с методами и алгоритмами решения задач по физике;
- приобретение учащимися навыков использования алгоритмов  решения задач в знакомых ситуациях  и применение их для решения нестандартных задач;
- формирование у учащихся умений использовать таблицы, справочники, измерительные приборы,  ЭВ технику, интернет-сайты;
- понимание учащимися  тесной связи физики с математикой и необходимости знания и использования математических формул  и методов для решения физических задач

 

Решение задач по генетике и молекулярной биологии (11 класс)

Программа элективного курса «Решение задач по генетике и молекулярной биологии» предназначена для элективных занятий по биологии в 11-х классах, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), предполагает  расширение знаний биологии  и привитие  интереса к предмету.
Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» – наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9-х, и в 11-х классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике и молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования; кроме того такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ.
Целью данного курса является создание условий для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности.
Достижение цели планируется через решение следующих задач:
- краткое повторение материала, изученного по темам «Молекулярная биология» и «Генетика»;
- выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся по темам школьной программы, а также в умениях решать задачи;
- обучение учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности.
Задачи использования курса:
- Объединение научных знаний с практическими знаниями и умениями.
- Расширение форм и методов работы с учащимися как с низкой мотивацией к обучению, так и с высокой мотивацией к обучению.
- Развитие коммуникативных умений и навыков (сбор информации, ведение дискуссий, а также презентация результатов работы)
- Формирование ИКТ компетентности (продолжить овладение компьютерной грамотностью).
Реализация этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Изучение элективного курса не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

 

Избранные вопросы химии в формате ЕГЭ (11 класс)

Элективный курс «Избранные вопросы химии в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач и тематических заданий по блокам: «Общая химия», «Неорганическая» и «Органическая химия». Особое внимание уделяется методике решения задач по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
Для обеспечения целостности знаний делается основной упор на единую природу образования химических связей, на четкое понимание строения атома, использовании приема перекрестных ссылок на разные разделы, что предполагает их выборочное повторное изучение с целью закрепления пройденного.
Углубление вопросов системного повторения осуществляется в форме детализации элементов знаний при проведении тренингов выполнения заданий ЕГЭ.
Назначение тренинговых заданий состоит в совершенствовании у обучающихся знаний и нижеследующих умений: 
- Применение приёмов выполнения тестов единичного и множественного выбора; 
- Освоение и применение приёмов работы с заданиями на соответствие веществ и свойств; 
- Освоение способов выполнения заданий на последовательность химических превращений в цепочке реакций; 
- Выявление ошибочных или верных утверждений; 
- Целостности представлений о мире; 
- Решение химических задач разного качества и разного уровня сложности, а также текстовое оформление решений.
Тренинговые контрольные работы в формате ЕГЭ призваны оценить не только уровень реальных химических знаний обучающихся, но и степень сформированности их умений выполнять задания разных типов. Итоговые тестирования и тренировочный экзамен позволят вести самоанализ собственной готовности к выпускному экзамену ЕГЭ.